Администрация сельского поселения
Воронецкий сельсовет
Елецкого муниципального района

Поддержка развитии предпринимательства является прямой обязанностью муниципалитетов

КОНКУРС НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ


26.04.2018

Поддержка развитии предпринимательства является прямой обязанностью муниципалитетов

Развитие малого и среднего предпринимательства признано  одним из факторов обеспечения занятости населения и диверсификации экономики муниципальных образований
Базовыми НПА в сфере законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства являются ФЗ №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ФЗ N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Но не менее значимые нормы по регулированию данной сферы правоотношений содержатся и  ФЗ №264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ФЗ №74-ФЗ  "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ФЗ №112-ФЗ  "О личном подсобном хозяйстве", ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного значения" неукоснительное исполнение требований которых, особенно в части предоставления предусмотренных ими льгот КФХ и другим субъектам малого бизнеса, является важной составляющей поддержки малых форм товаропроизводителей на селе.
Действующее законодательство  возлагает на органы местного самоуправления всех уровней обязанность создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства посредством:
- формирования и реализации соответствующей муниципальной программы;
- оказания субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки, в т.ч. путем: утверждения перечня муниципального имущества  в целях предоставления его на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставления им финансовой поддержки; 
- оказания субъектам малого и среднего предпринимательства информационной поддержки посредством размещения в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления информации предусмотренной ст.19 ФЗ "О развитии малого и среднего предприниматель-ства", ст.17 ФЗ "О развитии сельского хозяйства": о реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки; о муниципальном имуществе, включенном в перечни; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего и др.
ФЗ № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов местного самоуправления, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. 
Таким образом, разработка, утверждение и реализация органами местного самоуправления муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства является обязательным условием реализации государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.
Согласно ст. 17 , ст. 18 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органы местного самоуправления в  соответствии с муниципальными программами (подпрограммами) обязаны оказывать субъектам малого и среднего предпринимательства финансовую и имущественную поддержку в том числе в  виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, земельных участков на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
Поэтому оказание финансовой, имущественной поддержки и формы такой поддержки должны определяться перечнем мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего пред-принимательства.
  Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегией определены направления поддержки и они не сводятся только к предоставлению бюджетных субсидий, реализация подавляющего большинства из них вообще не требует бюджетных затрат или они незначительны.
Основными направлениями поддержки и развития малых и средних предприятий на территории муниципальных образований Стратегией определены:
- стимулирование создания производств с высокой добавленной стоимостью, поддержка видов деятельности, не связанных с высокими стартовыми затратами;
- предоставление льгот на приобретение или долгосрочную аренду сельскохозяйственных земель в целях последующей реализации произведенной продукции на местных рынках;
- вовлечение малых и средних предприятий в решение актуальных социальных задач;
- увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг, специализирующихся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создающие рабочие места для таких групп граждан, - субъекты социального предпринимательства;
- развитие потребительского рынка и обеспечение реализации права предпринимателей на осуществление торговли в разрешенных законодательством Российской Федерации местах ( значит такие места необходимо прежде всего определить и адаптировать  под торговлю);
- обеспечение полного удовлетворения со стороны органов местного самоуправления заявок от малых и средних торговых предприятий на расширение деятельности;
- развитие ярмарочной торговли и максимальное упрощение всех процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них, развитие ярмарок выходного дня и предоставление площадок для торговли в центрах предпринимательской активности и в густонаселенных районах (в непосредственной близости от торговых сетей);
- развитие многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов малого и среднего предпринимательства (скажем почему бы не выявить потребности и не предусмотреть установку торгового павильона рядом с супермаркетами);
- создание условий для организации современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков для обеспечения максимального доступа малых и средних сельскохозяйственных производителей к потребителю;
- развитие семейного торгового бизнеса, прежде всего в стационарных помещениях, на основе предоставления данной категории предпринимателей права собственности либо права на долгосрочную аренду при условии осуществления определенных видов деятельности в таких помещениях (булочных, кондитерских, мясных лавок, рыбных магазинов и других помещений);
- упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов движимого и недвижимого имущества;
- регулярная актуализация состава имущества, включенного в перечни муниципального имущества, для целей оказания имущественной поддержки предпринимателям;
- разработка  дополнительных механизмов снижения арендных ставок;
- повышение уровня информированности предпринимателей о возможностях получения имущественной поддержки;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства возможности преимущественного права выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в муниципальной собственности и т.д. 
         Для того, чтобы малый бизнес успешно развивался, как показал проведенный анализ, встречи с его представителями необходимо, чтобы он:
        - имел возможность получить необходимые ему для осуществления своей деятельности  земельные участки и др. муниципальную собственность;        - имел реальную возможность в полном объеме пользоваться госу-дарственной, областной, муниципальной финансовой поддержкой;
        -  имел реальный доступ к банковским кредитам и иную  возможность альтернативного получения заемных средств;
        -  был надежно защищен от необоснованного вмешательства  в свою деятельность и излишних административных барьеров.
        -  имел доступ на не монополизированный рынок сбыта своей продукции.
Именно на решение данных проблемных вопросов и должны быть в первую очередь направлены муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, как показал проведенный мониторинг принятые сельскими поселениями муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства в виде подпрограммы муниципальной про-граммы «Устойчивое развитие сельского поселения на 2014-2020 годы», не в полной мере учитывают требования действующего законодательства, Стратегии в части направлений и форм поддержки малого предпринимательства и в целом в большей степени имеет декларативный характер. 
В нарушение требований ст. 17 , ст. 18 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" муниципальными программами также не предусмотрены мероприятия по финансовой и имущественной поддержке субъектов малого бизнеса.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что  программы всех муниципалитетов особенно в части мероприятий полностью идентичны, тогда как муниципальные нормативные правовые акты и в частности  программы, приобретают значимость в качестве регулятора общественных отношений тогда, когда они отражают реальные потребности муниципалитетов, учитывают их особенности, а не носят шаблонный характер.
Учитывая, что подавляющее большинство поселений является сельскими и действующие на их территории сельскохозяйственные товаропроизводители в значительной массе своей относятся к субъектам малого бизнеса и микропредприятиям, совершенно очевидно, что поддержка муниципалитетами развития малого и среднего предпринимательства на селе является необходимым условием и решения таких стратегических государственных задач как  развитие сельского хозяйства и сельских территорий, обеспечения продовольственной безопасности РФ и импортозамещения .
Таким образом, поддержка развитии малого и среднего предпринимательства является важнейшим направлением деятельности муниципалитетов и должна она осуществляться на основе тщательно проработанных, учитывающих мнение бизнес сообщества, экономический потенциал, географические, природные, демографические и иные особенности муниципалитетов, программах. Данные программы должны быть  разработаны в соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и содержать четкий перечень конкретных мероприятий по стимулированию предпринимательской активности населения.

Прокурор района

старший советник юстиции 

С.Н.Пиляев


Возврат к списку